Raznocvet (zh_zh_raznocvet) wrote,
Raznocvet
zh_zh_raznocvet

Category:

много всего...

и прекрасное в среду. В осенне-зимний день гуляли по центру Юрмалы и наконец-то

зашли в Домик Аспазии - великой (не побоюсь этого слова) латышской поэтессы, необыкновенно красивой и бесконечно талантливой женщины. И еще, что не менее изумительно, настоящей Жены Поэта - Райниса - поэтической и политической иконы Латвии. Большая любовь и верность супругов и слава при жизни - редкое, нет редчайшее, и настоящее счастье...
Оба они - противоположности по Знакам - одно из лучших сочетаний для продвинутых душ. Он Дева, она - Рыбы и оба поЛУЧИЛИСЬ одним Целым.
Жизнь пришлась на бурный период истории (1865) - ровесники и 1929 - уход Райниса и 1943 - уход Аспазии.

Этот Дом Аспазия купила уже после смерти Райниса, в 1933 году- в 68 лет, будучи уже практически старой женщиной. Но! ощущение от Дома свежее, молодое и даже юное. Никогда не скажешь, что его купил и в нем жил пожилой человек. Гостиные и веранды на 1 и 2 этажах, 3 фортепиано (Аспазия прекрасно играла)) -много гостей - все поэты, скульпторы, художники и музыканты - много музыки и много труда. Кабинет Аспазии - свидетель ее трудов и ее спаленка - тоже.

Сам Домик (на берегу Лиелупе и вблизи моря. Аспазия в подзорку на веранде на втором этаже могла наблдать и море, и звезды! А Лиелупе ("большая река") - несет свои воды (не могу менее высокопарно выразиться) совсем рядом - а река - это прекрасное и живое создание! И еще одна "река"- железная дорога прямо между рекой и домом. Стук колес и движение поездов - это артерия и пульс жизни и времени - и все это рядом! Аспазия любила перестук колес - и как я это понимаю!

Музей сделан с любовью и дышит любовью, но что поразило именно меня:
общее ощущение дома, как раковины, как живого организма, защитника и партнера. Как чудесно быть такой Хозяйкой такого Дома!
Скромное изящество и вкус - Дом деревянный и для того времени сравнительно небольшой - в Майори - Дзинтари стоят цитадели и оплоты того времени - огромные каменные или деревянные особняки, на их фоне Дом скромный.
Ах, лестница - живая и крутая, объединяющая опора двух этажей. Но самое чудесное - изюминка Дома - гриб-боровик - деревянная коричневая (ах какой правильный оттенок темно-темно-коричневого!) шляпка которого - опора, чтобы опираться на нее, начиная подъем или заканчивая спуск. Прелестная и знАчимая деталь. Я ЗНАЮ, я ПОЧУВСТВОВАЛА, я ПОЙМАЛА ощущение, которое испытывала Аспазия, каждый день и каждый раз касаясь, опираясь на эту опору гриб... Я сама украдкой обласкала его шляпку ладонью - острое и возвышенное наслаждение! Гриб по-латышски - девочка и зовется sēne или sēnīte, так что Хозяйка могла воспринимать его не как надежного друга, а как верную подружку :-)

И любимый котик Аспазии - запечатленный в живой голографии - вдруг мяук под лестницей - это вообще шок! И котик моей любимой масти: сероватенький с белыми лапками и грудкой...
И еще шок - спаленка Аспазии - а на кровати - она собственной персоной и что-то пишет, пишет и губы шепчут. Голографический портрет, но... слишком крупный для крошечной кроватки. Тогда люди были небольшими ведь... Поэтому и Дом воспринимали не как мы, великаны, а как малютки. Он казался им гораздо, гораздо больше, чем нам высоким...Сделав интерполяцию на маленький рост Аспазии, я восприняла Дом по-другому - великаном-защитником, а не затейливой раковинкой для Жемчужины. Кстати, мать Аспазии, с которой у нее было большая духовная и любящая связь, звали Маргриетой - жемчужиной в переводе.. да...
И портрет матери, и пресс-папье для бумаг - это тоже, как и гриб-боровик на лестнице, живые еще вещи - в них еще живет энергия самой Хозяйки...Ее взгляд и ощущение ее рук... да...

Не-Удивил факт, что Аспазия во время бомбежек не выходила из Дома, никуда не пряталась - можно понять...Кому нужна была бы во время войны старая бездомная женщина? - и вот - они защитили друг друга. Аспазия умерла своей смертью 5 декабря 1943 года в 78 лет - возраст для меня обещающий быть тоже очень непростым, ЕБЖ...И в Дом не попала бомба...

Да... и сколько ж надо личной силы, чтобы притянуть к себе из Пространства такой Дом, обустроить его, да еще отсудиться от долгов супруга и все это в 68-70 лет!...Так что и практическая сметка и хватка была у нее - редкость для поэта, редкость для женщины в те времена особенно, тем более уже для старухи практически...
А между прочим, суффикс -уха- страшный! Обозначает бесформенно-хтоническое, таинственное, ужасающее и неаккуратное явление - старуха, чернуха, желтуха, разруха, проруха, бормотуха, потаскуха, краснуха, житуха, повитуха, развлекуха, замануха...
Но... к Аспазии бы юркое слово "страушка" никак не подошло бы, как не подходило оно и к Ахматовой, кстати, которая стала старухой так старухой... величественной, красивой и страшной...

https://www.russkije.lv/ru/journalism/read/mariash-aspasia/

https://www.russkije.lv/ru/journalism/read/mariash-aspasia/



http://www.visitjurmala.lv/ru/planirui/s-detmi/muzei/dom-aspazii
Когда вышли из Дома, были уже сумерки, шуршала по листьям и по асфальту небесная холодная манна - первый, настоящий не мокрый снежок. Уютно. Но вот представила себе одинокие сумерки Аспазии в ее Доме. Только великая душа, с настоящим бриллиантом в центре, могла отражать одиночество и темноту, превращая их в Творчество и Свет....
Tags: поэт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments